Четверг, 28 марта

Анализируя результаты отдаленных наблюдений

Штангль считает гипертонию конституционно обусловленным защитным фактором против легочного туберкулеза, объясняя благоприятное действие гипертонии на процессы заживления туберкулеза тем, что вследствие лучшей степени кровенаполнения, обусловленного высоким кровяным давлением, кровяные тельца и их защитные вещества могут приблизиться к туберкулезному очагу. Эта гипотеза механистична, ей можно противопоставить целый ряд возражений. Достаточно отметить, что при гипертонии большого круга далеко не обязательно наличие гипертензии в малом круге кровообращения, следовательно, нельзя предполагать лучшую степень кровенаполнения в системе легочных сосудов вследствие высокого артериального давления.

По мнению Кауффмана, нельзя ожидать благоприятного влияния, если каверна развилась, несмотря на существующую гипертонию. Повышению кровяного давления в процессе заживления каверны Кауффман придает особую роль как предполагаемой причине соединительнотканной организации и окружения казеозного очага.

Длительно наблюдая больных туберкулезом легких и гипертонической болезнью, мы не могли отметить благоприятного влияния гипертонии на процессы заживления туберкулеза и, в частности, на рубцевание и закрытие каверны в короткие сроки. С другой стороны, ни в одном случае не наблюдалось прогрессирования туберкулезного процесса при обратном развитии гипертонической болезни.

С развитием гипертонической болезни у больного туберкулезом или с присоединением туберкулеза легких к существующей уже гипертонической болезни состояние больного, ухудшается, течение болезни осложняется.

Гипертоническая болезнь, ослабляя организм больного, всегда в той или иной степени ухудшает течение туберкулеза.

Точно так же действует туберкулезный процесс, усугубляя течение гипертонической болезни. Нередко же с присоединением одного из этих заболеваний друг к другу наблюдается неуклонное прогрессирование одновременно обоих заболеваний.

?